
И АНСАМБЛЬ МОНАСТЫРЯ ФРАНЦИСКАНЦЕВ В ПИНСКЕ

В 1396 году в самом сердце Полесья – древнем Пинске – по фундации будущего великого князя литовского Сигизмунда Кейстутовича был возведён деревянный монастырь ордена францисканцев. Он много раз горел, но всякий раз отстраивался заново. Каменный костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии был освящён в 1730 году епископом Луцким и Брестским С. Рупнёвским. В облике костёла соединилась средневековая мощь готики и барочная планировка храма Иль-Джезу в Риме.
Центральный неф и полукруглая апсида с пресбитерием накрыты высокой черепичной крышей, которую венчает гранёная башенка-сигнатурка. Узкие боковые нефы образованы часовнями-капеллами. Трёхъярусный главный фасад (1766) завершён сложным фигурным фронтом с двумя симметричными невысокими башенками по бокам.
Единство внутреннего пространства подчёркивается цельным комплексом монументально-декоративной резьбы, выполненной в начале XVIII века. Не исключено, что этих скульптур и пышных растительных орнаментов коснулась рука известного виленского мастера Яна Шмидта.
В костёле – шесть деревянных резных алтарей и один стукковый. Главный алтарь – монументальный многоярусный портик, поставленный на высокий цоколь. Здесь находятся: копия картины Б. Мурильо «Внебовзятие Марии», горельеф «Стигматизация Святого Франциска», скульптуры апостолов Петра и Павла, а дарохранительница увенчана скульптурной группой «Матерь Божия Опека».

горельеф «Стигматизация Святого Франциска»)
Боковые алтари посвящены Пресвятому Сердцу Иисуса, Святому Антонию Падуанскому, Святому Франциску Ассизскому, Богоматери Розария (Ружанцовой), Святому Семейству и Святой Барбаре.
Костёльный амвон увенчан ажурным балдахином, созданным из цельного ствола, над которым возвышается фигура Михаила Архангела с мечом и весами правосудия. Изысканную резьбу дополняют иконы и картины. «Святое Семейство с Франциском» принадлежит кисти неизвестного итальянского художника эпохи Ренессанса. Полотно «Снятие с креста» написано в манере Микеланджело да Караваджо.

(Ружанцовой)

Особым предметом гордости жителей Пинска, является «Пинская Мадонна» за авторством Альфреда Ромера, написанная в 1894 году.

«Пинская Мадонна»
Полихромная роспись сводов и стен в стиле модерн выполнена в 1909 году варшавскими художниками С. Рудзинским и Б. Вишневским. В отступление от канона, библейский сюжет фрески «Поклонение волхвов» дополнен образами полешуков с Пинщины начала 20-го века.

один из старейших в Беларуси
Костёльный орган – один из старейших в Беларуси, выполнен в 1836 году архитектором А. Гродицким. В 1936 году орган был капитально реконструирован В. Бернадским. Орган состоит из 1498 труб разного размера, металлических и деревянных, имеет 28 регистров и 2 мануала. Это второй по размерам (после органа в Гродненской Катэдре) исторический орган в Беларуси.

имени Святого Фомы Аквинского

(1914 — 2011)
В 1852 году францисканцы были удалены из Пинска, костёл стал приходским, а в 1925 году – кафедральным. В перестроенном по проекту Г. Гая монастыре с 1925 года начала действовать созданная епископом Зигмунтом Лозинским духовная семинария, которую в 1939 году закончил будущий кардинал Казимир Свёнтек (1914 — 2011).

(1870 — 1932)
С пинским костёлом связано более полувека духовного служения этого великого человека. Сюда он вернулся из сталинских лагерей, чтобы вместе с прихожанами сберечь святыню. Этому событию посвящена отдельная часовня Богоматери Остробрамской, где захоронен Слуга Божий епископ Зигмунт Лозинский (1870 – 1932). Сам кардинал Казимир Свёнтек покоится под беломраморным надгробием в крипте костёла.
В бывшем монастыре с 2001 года действует возрождённая при активном участии кардинала Казимира Свёнтека «Высшая духовная семинария имени Святого Фомы Аквинского». В её крестовой галерее чудом сохранились уникальные фрески образца начала 18 века, изображающие деяния Святого Франциска Ассизского.

(1817, 1930-е)
Монастырский ансамбль дополняет высокая колокольня, возведённая в 1817 году по проекту К. Каменского и надстроенная на один ярус в 1930-е годы. Скульптура Иисуса Христа «Ecce Homo» в костельном дворике установлена в 1833 году, а во внутреннем дворике располагается монумент «Ave Maria».
Пинский монастырь францисканцев – один из крупнейших в Беларуси архитектурных ансамблей барокко. Памятник архитектуры 17-18 веков, истинное украшение и визитная карточка столицы Полесья.









выдающийся образец
резьбы по дереву
